Погребальные обычаи



Раскопки позволяют выявить большое разнообразие погребальных обычаев, соответствующих определенной эпохе и определенным социальным классам. Погребение покойников давно уже было правилом, когда в IV веке до н. э. под влиянием греков возник и в конце концов укоренился обычай трупосожжения, который, впрочем, и раньше был известен карфагенянам. Наиболее древние могилы представляли собой довольно обширные помещения, встроенные или вырубленные в скале на глубину нескольких метров, вход в которые заваливался плитами. Трупы укладывались в каменные или деревянные саркофаги, а то и просто на пол. Позднее появились могилы «в колодцах». Они состояли из одного или нескольких расположенных одно над другим помещений, выходящих в колодцы, глубиной иногда более 20 м. По мере погребения колодцы заваливались. Первоначально в каждую гробннцу помещали не более одного-двух трупов, но позднее, особенно после распространения обычая кремации, появились коллективные погребения. Одновременно гробницы стали, как правило, меньших размеров и менее глубокими. К концу пунического периода склепы приняли, наконец, вид мавзолеев, у которых только одна часть находилась под землей.

Вместе с трупом захоранивали имущество, состоявшее в основном из глиняной посуды и предметов обихода, которые должны были обеспечивать материальную жизнь умершего, а также амулеты, обладавшие магической силой. Карфагеняне, как и другие финикийцы, несомненно, верили в совместную загробную жизнь умерших, может быть, такую же скорбную, как Шеол у евреев, но данные археологии не позволяют нам уточнить характер их верований в загробную жизнь. Мистерии Осириса, Деметры и Коры должны были внушить им надежду на вечное блаженство. Нигде не найдено определенных следов культа мертвых; их, несомненно, не столько почитали, сколько боялись. К тому же повседневные заботы отвлекали карфагенян от размышлений об умерших.