Различные типы общин



Общины четырех провинций делились на различные категории, а их жители занимали неодинаковое положение.

На самом верху иерархии городов находились римские колонии, основанные римскими гражданами или возведенные в это звание по воле императора без поселения здесь колонистов. Их жители пользовались почти такими же правами, какими они обладали бы, живя в Риме.

Римские муниципии (municipia) представляли собой города, равнявшиеся на Рим и копировавшие его институты. Они располагали муниципальным советом (ordo decurionum), занимавшим место сената, а функции консулов исполняли, два дуумвира (duumviri, или duoviri), избиравшиеся сроком на год. Дуумвиры заседали в курульном кресле, носили тогу с пурпурной каймой и тунику с латиклавой и ходили в сопровождении двух ликторов с пучками прутьев, но без секир. Двое квесторов ведали муниципальной казной. Двое эдилов осуществляли надзор за путями сообщения, рынками, распределением продовольствия, играми и могли, располагая меньшими полномочиями, замещать дуумвиров, сохранявших всю полноту власти. Все жители римских муниципий были римскими гражданами, но в отличие от колоний их земельная собственность облагалась налогом.

На жителей латинских общин, называвшихся также латинскими муниципиями, Рим распространял статут, занимавший промежуточное положение между статутом граждан и статутом иностранцев, который он навязал в 338 году до н. э. членам только что распущенного латинского союза. Рим, однако, предоставлял право полного римского гражданства тем латинам, которые выполняли обязанности дуумвиров, а начиная с Адриана,— только декурионов. Поскольку римское гражданство было наследственным, неизменно уменьшалось число латинов внутри общин и характер последних вследствие этого изменялся.

Общины перегринов или стипендиариев были населены перегринами, то есть подданными, почти исключительно берберами, ведшими кочевой или оседлый образ жизни. Они находились на различном положении. В одних случаях Рим ограничивался тем, что давал инвеституру, вручая красную мантию и жезл из слоновой кости туземным вождям из числа великих наследственных каидов; их величали префектами или князьями (praefecti, principes), а порой они принимали царский титул (reguli); в других случаях Рим сохранял, быть может, некоторые карфагенские институты, и во всяком случае звание суфета; наконец в третьих — он создавал туземный совет — наметку будущего латинского или римского муниципального совета.