Дороги



Одним из важных факторов экономического развития римской Африки явилось расширение ее дорожной сети, отдельные части которой мы еще встречаем и теперь. Несколько дорог было проложено силами солдат, в том числе: из Аммедары (Хайдра) в Такапы (Габес) (14 год н. э.); из Тевесты (Тебесса) в Гиппон-Регий (Бон), построенная при Флавиях; из Тевесты в Тамугади (Тимгад) — при Траяне; из Ламбезиса (Ламбез) в Гемелы — при Траяне (?); из Карфагена в Тевесту и Ламбез — при Адриане; из Ситифиса (Сетиф) в Авзию (Омаль) и к постам в долине Шелифа, начатая при Адриане; из Гадаума или Кадаума Кастра (Сент-Эме?) в Тасакору (Сент-Дени-дю-Сиг и Амбулы (Айн-Темушент), построенная вскоре после покорения Мавритании (40 год); из Когор Брекорум (близ Тагре-марета) в Нумерус Сирорум (Лалла Магниа), проложенная при Септимии Севере; из Тингиса (Танжера) в Салу (Шеллу) и из Тингиса в Волюбилис (Ксар-Фараун), Токолосиду (Акбет аль-Араби, в 23 км от Мекнеса) и, может быть, в Аноссер (в 50 км к югу от Феса).

Дорожная сеть была особенно густой в Проконсульской провинции. Ее исходным центром был Карфаген. От него отходили две дороги к Гиппон-Регию — одна шла вдоль побережья через Бизерту, Табарку и Ла-Каль; вторая, обслуживавшая левый берег Меджедры, проходила через Тубурбон Минус (Тебурба), Булла-Регию (Хаммам-Деррадж), Симитту (Шемту). Дорога из Карфагена в Тевесту, длиною в 275 км, служила основным путем римского проникновения и содержалась тщательнее остальных. Она проходила через Мембрессу (Меджез-аль-Баб), Тихиллу (Тестур), Тигнику (Айн-Тунга), Тубурсику Буре (Тебурсук), Мусти (аль-Криб), Альтибурос (Медейна), Аммедару (Хайдра). На юг от Карфагена вдоль берега шла дорога на Большой Лептис через Гадрумет (Сус) и Эю (Триполи) длиною более чем в 800 км. Дорога, обслуживавшая юг шоттов, заканчивалась в Такапах (Габес).

Крупные магистрали имели многослойное покрытие. Дорога из Карфагена в Тевесту имела четыре слоя; сначала крупный булыжник, затем слой с известковой пропиткой, затем слой щебня и, наконец, камень разной величины, который и составлял собственно дорожное покрытие. Плитами дороги покрывались только на участках, примыкавших к городам. Дорога в северном Оресе состояла из нескольких слоев (снизу вверх): слой крупного песка с камнем, пласт булыжника, связанного известковым раствором, галечная прослойка, цемент, перемешанный с крупным песком и мелким гравием, которые и составляли основание шоссе, н, наконец, цемент, смешанный со щебнем.

Наименьшая ширина дорог составляла, по-видимому, 2,37 м. Дорога из Карфагена в Тевесту имела ширину 6,75—7 м, а из Константины в Филиппвиль — 7,2 м.

При проведении дорог через низины нередко прибегали к крупным строительным работам. На дороге из Карфагена в Тевесту была обнаружена подпорная стена, сложенная из камня, длиною в 37 м и высотою в 6 м, служившая облицовкой насыпи, по которой проходила дорога. Разумеется, было много мостов. Мост в аль-Кантаре имел 10-метровую арку, свод с тремя ребрами, кессоны, украшенные розетками и головой коня, вылепленной в верхней части замка свода. Трехарочный мост у Ваги (Беджи), перекинутый через Меджерду, имел 70 м в длину и 7,3 м в ширину. Через ту же реку был переброшен мост у Симитту (Шемту), достигавший всего лишь 50 м в длину, но состоявший из пяти арок. В Тунисе на уэде Джильф близ Фум аль-Африт был мост с десятью арками, а около Гиппона — с одиннадцатью.

Вдоль дороги ставились дорожные столбы с надписями, в которых указывались расстояния, а также перечислялись императоры, магистраты, легионы и муниципалитеты, причастные к строительству дорог. Иногда отмечались трудности, которые приходилось преодолевать строителям.