Жизнь владельцев имения (по мозаичным изображениям)



Ничто не дает нам столь интересных сведений о жизни в частных имениях, как мозаики, украшавшие городские дома и сельские виллы местной аристократии. Они относятся к периоду от II века до византийской эпохи, но сцены сельской жизни и быта, воспроизведенные в мозаике, характерны для всего периода римского владычества.

Около Табраки (Табарка) обнаружено несколько мозаик III или IV веков, изображающих различные постройки одного имения. Посредине — дом владельца поместья, построенный как бордж. Он расположен в глубине двора, по его сторонам возвышаются две квадратные башни с остроконечными крышами, соединенные лоджией. Вокруг дома раскинулся парк для прогулок, а возле него цветущий палисадник, где резвятся фазаны и другие птицы, а в луже барахтаются гуси и утки. Две боковые мозаики изображают служебные постройки: на одной — среди виноградника и оливковых деревьев — большой хлев, выделяющийся на фоне холма, по которому расхаживают куропатки, а на переднем плане — лошадь, бьющая копытом землю, и пастушка, прядущая под сенью кипариса, не переставая при этом присматривать за овцами; на другой — большое здание, несомненно предназначавшееся под склады оливок и винный погреб, а перед ним тянется птичий двор и садок с живой рыбой. Мозаика, очевидно, воспроизводит большое имение, занятое производством вина и масла, коневодством, скотоводством и разведением птицы.

В мозаике из Утины (Удна, в долине нижнего течения Милианы, к югу от Карфагена), относящейся к началу II века, запечатлены различные эпизодические сцены: на пороге крытого гумна или хижины, принадлежащей колону, стоит, опершись на посох, пастух, наблюдающий за стадом овец, коз и коров, а невдалеке крестьянин идет за плугом, который тянет пара быков. В центре мы видим осла, подгоняемого палкой, и лошадь, пьющую из колоды воду, которую мужчина достает из колодца. Картина окаймлена сценами охоты: трое богатых всадников убивают льва; мужчина, накинувший козлиную шкуру, подстерегает куропаток; другие охотники гонят кабана на рогатину.

Искусная композиция мозаики «Поместье Юлия», открытой в 1920 году в Карфагене, равнозначна ценному документу, повествующему о ведении крупного хозяйства, несомненно в IV веке, и о занятиях его обитателей. Посредине — вилла с башнями и лоджией, напоминающая замок-крепость. Она окружена пальмовым и кипарисовым парком, цветниками и фруктовыми садами. В основном здесь заняты оливководством и возделыванием зерновых, но немалое внимание уделяется также виноградарству и скотоводству. Владелец поместья сверху наблюдает за ходом работ. Основное время он посвящает охоте, на которую выезжает, как видно по изображению, со свитой, псарями и сворой собак. Жена его, богато одетая и украшенная драгоценностями, предпочитает коротать время в тени на садовой скамейке, часами обмахиваясь веером, кушая замороженные фрукты и наблюдая за суетой на птичьем дворе. Она принимает подношения в виде ранних цветов и фруктов и приплода скота. Хозяин и хозяйка поместья ведут образ жизни благородных помещиков. Окружающие их слуги и батраки, живущие в жалких гурби, стараются предупредить малейшее их желание и весь день проводят в тяжком труде. Подобно землевладельцу Юлию, два всадника из аль-Джема заняты травлей зайца; два других всадника из Карфагена отправляются на охоту, захватив с собой нагруженного съестными припасами мула и загонщика с дубинкой. Это все развлечения богачей, которые могут ведение хозяйства целиком возложить на управляющего (villicus).

Родина всех этих мозаик — Тунис, но аналогичные картины были найдены и в других провинциях. Одна из них, обнаруженная около Злитена в Триполитании, посвящена молотьбе зерна на току под бдительным оком надсмотрщика и владельца имения. Мозаика, получившая название «Полевые работы», найденная в одной из богатых вилл Цезареи (Шершель), дает нам наглядное и красочное представление об эксплуатации имения в Цезарейской Мавритании. В верхней части картины изображен пахарь, идущий за плугом, который тянут быки, подстегиваемые его напарником; оба они трудятся с усердием; в центре выделяется фигура сеятеля, разбрасывающего семена, которые покрывает землей идущий следом за ним плуг. В нижней части картины изображен работник, под наблюдением надсмотрщика пропалывающий виноградник.